Медицинская энциклопедия
      Главная            Каталог            Справочник            Карта сайта            Контакты
www.medicedia.ru Главная » Справочник » Офтальмология » Интегративный подход к ретинопатии недоношенных
 
А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   
КАТАЛОГ МЕДРЕСУРСОВ
Аптеки
Больницы и госпитали
Диспансеры
Наркологическая помощь
Народная медицимна
Поликлиники
Скорая и неотложная помощь
Частные клиники
СВЕЖЕЕ В КАТАЛОГЕ
MedTestPro



Интегративный подход к ретинопатии недоношенных
Наличие фиброзной ткани в стекловидном теле обнаружили еще в 1800г. на патологоанатомических вскрытиях недоношенных новорожденных. В 1942г. был впервые предложен термин «ретинопатия недоношенных». В последних работах  авторы подчеркивают связь не доношенности не только с патологией сетчатки, но и всего зрительного анализатора, предлагая называть данное заболевание «офтальмопатия недоношенных». Однако, при проведении детям нейросонографии установлено, что область поражения не ограничивается зрительным анализатором, но и затрагивает головной мозг на различных уровнях.  Некоторые авторы приводят данные неврологического обследования в своих статьях , однако мы не встретили в литературе описания зависимости между ретинопатией и развитием специфического нарушения психических функций у самого ребенка, психоэмоциональным ответом матери на эти изменения, а также специфического становления взаимоотношений в таких семьях. Все вышеизложенное и легло в основу данного исследования.
Для определения степени влияния ретинопатии недоношенных на психическое состояние матери и развитие взаимоотношений в микросоциуме, которым является семья, применялась шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина (ЭТА1, вариант для взрослых), опросник депрессии Бека и опросник вегетативной симптоматики Вейна. Оценка качества становления психического онтогенеза больного ребенка базировалась на результатах осмотра мульти дисциплинарной бригадой специалистов: неврологом, психиатром, медицинским психологом.


Материалом исследования послужил анализ комплексного обследования 45 матерей недоношенных новорожденных с ретинопатией, находившихся на лечении в педиатрическом отделении для недоношенных государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» и такого же количества матерей здоровых новорожденных.В результате анализа 90 анкет-опросни-ков были выделены две клинические группы: в первую вошли 45 матерей детей с ретинопатией. Группу сравнения составили 45 матерей здоровых детей.Данные результатов психометрического исследования позволили выявить следующие закономерности. У матерей больных детей преобладали высокий - в 67% (I группа) и средний - в 28% случаев уровни ситуативной тревожности. Группа сравнения (II группа) показала преимущественно низкий уровень тревоги .

Аналогично распределились и показатели личностной тревожности: высокий (93%) - в первой группе, низкий (85%) - во второй .
Определение уровня депрессии по Беку выявило следующие закономерности. Уровень депрессии у матерей больных детей колебался, в основном, от 51 до 69 баллов, что указывало на наличие легкой или маскированной (скрытой) депрессии, а также на субдепрессивное состояние. Только в 7% случаев не отмечалось депрессивных проявлений.В группе сравнения легкая депрессия и субдепрессия имели место в 9% случаев. Истинной депрессии выявлено не было.У 92,6% матерей детей с ретинопатией со стороны вегетативной нервной системы выявлены следующие изменения: нарушения сна и аппетита, тошнота, головокружение, Специфический дизонтогенез психических функций у детей с ретинопатиями проявился в виде нарушений сроков и качества становления эмоциональных реакций, эмоциональной ригидности, истощаемости положительных эмоций, длительного сохранения отрицательных эмоций, их мало-выразительности и однотипности, неадекватности и парадоксальности, повышенной возбудимости в сторону бурных реакций неудовольствия, и таких проявлений, как регрессивное поведение, патологически привычные действия, гиподинамия, гипо-мимия, отставание в весе и нарушение дыхания.

Описанные выше психические изменения у ребенка с ретинопатией приводят к социальной изоляции семьи. При этом возникает дезинтеграция в супружеской диаде и нарушаются взаимоотношения между родителями и их здоровыми детьми. Вследствие психологических проблем самого ребенка, а также проблем, возникающих в семье из-за болезни, развиваются деструктивные модели поведения в диаде «мать - дитя» и «родители - больной ребенок».
В таких случаях семейная сегрегация проявляется:
1 .трудностями «принятия» ребенка родителями;
2.трудностями    принятия ребенка обществом;
3.трудностями    принятия ребенком самого себя.
Проблемные семьи в значительной степени усугубляют течение основного заболевания, становясь источником дополнительной психической травматизации, и требуют не только психолого-консультативной помощи, но и проведения семейной психотерапии в сочетании с медикаментозным воздействием.

Таким образом, предложенный биопсихосоциальный подход к данной проблеме предполагает, что в формировании адаптативности ребенка участвуют как биологически детерминированные возможности функционирования высшей нервной системы, так и психологические механизмы, обеспечивающие реализацию процесса адаптации.Дети с ретинопатией адаптируются в трех крупных системах, одна из которых - семья с ее потребностями и нормами. Другая - образовательные учреждения, где они получают знания в различных областях, приобретают жизненно необходимые умения и навыки. Третья - с ее собственными правилами и законами - широкий социум. Изучение психоэмоционального ответа матери на заболевание, а также особенностей становления специфического дизонтогенеза психических функций самого ребенка при наличии ретинопатии было проведено впервые. Матери больных детей показывали преимущественно высокий уровень тревожности, имели легкую депрессию или субдепрессию, а также различные проявления со стороны вегетативной нервной системы.


Специфический дизонтогенез психических функций ребенка проявлялся в виде нарушения качества и сроков становления эмоциональных реакций, а также их неадекватности и парадоксальности.Вследствие вышеперечисленных проблем в семьях, имеющих больного ретинопатией ребенка, развивались деструктивные модели взаимоотношений. Проблемные семьи в значительной степени усугубляли течение болезни.В результате проведенной работы нами предложен интегративный подход к лечению и реабилитации детей, больных ретинопатией недоношенных. Он заключается в совместной работе мультидисциплинарной бригады специалистов: офтальмолога, неонатолога, невролога, психиатра, медицинского психолога.
А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   
Medicedia.ru - большой медицинский справочник, каталог медицинских ресурсов.